пятница, 11 октября 2013 г.

Курбан айт

В Казахстане праздник – Курбан айт. Казахстан – светское государство. Несмотря на тенденцию ко всеобщей исламизации, основная масса казахстанцев воспринимает праздник Курбан айт не как религиозный праздник, а больше как повод для веселья и единения семьи. Ибо семья для казаха — это основа основ. Причем «семья» в понимании среднего, не городского, казаха это не только родители, бабушки-дедушки
и внуки, но также все двоюродные и троюродные родственники, сваты, соседи и даже люди, просто принадлежащие одному племени «ру». Каждый казах должен знать своих предков до седьмого колена.

Курбан айт как раз один из таких праздников — священный праздник, знаменующий собой окончание хаджа верующих в Мекку. Когда-то Аллах потребовал пророка Ибрахима принести в жертву своего сына Исмаила в знак того, что любовь к Богу выше любви к сыну.  Ночь слез не ослабила решимости Ибрахима принести требуемую жертву. Отправившись в Мекку, Исмаил и Ибрахим приготовились к жертвоприношению. В последний момент Бог, убедившись в любви Ибрахима к себе, велел отцу заменить жертву на молодого барашка.  Сюжет весьма напоминающий библейский, но, тем не менее, вдохновляющий большинство мусульман на паломничество в Мекку и на финальную часть паломничества — праздник Курбан айт.

До айта надо провести «шектик» — день поминания ушедших. Накануне праздника дом тщательно убирают, делая его чистым и светлым. Сам же айт празднуется три дня – в этом году это 15, 16 и 17 октября. И все три дня дастархан (праздничный стол) должен быть накрыт, угощение со стола не убирают. По обычаю, все казахи должны посетить друг друга в эти дни. Начинают праздник с самого раннего утра обычно дети. Они бегают от дома к дому, поздравляют с праздником, а им за это дают конфеты, сладости, монетки. Я хорошо помню по детству, как в эти дни по улицам целыми днями ходили стайки нарядно одетых бабушек в расшитой золотом национальной одежде с белоснежными шелковыми платками на головах. В воздухе витал аромат праздника -  вкусных блюд и светлого радостного настроения.

Три дня праздника, кажется, совсем не выматывают ни хозяев, ни гостей. Стол должен ломиться от закусок и сладостей. Хозяйка должна быть готова к тому, чтобы подать основное угощение в любой момент. Двери дома все три дня должны быть открыты для любого желающего отпраздновать Курбан айт.  Ограничений и отказов в этот праздник не приемлют: желают ли зайти в гости коллеги с работы, посетить дальние родственники, либо шумная компания друзей – все они желанны в эти дни.

Самым важным считается первый день, день в который верующие приносят жертвенного барашка (либо козу, либо верблюда, либо корову). Цель такого жертвоприношения – ради процветания и благополучия своей семьи. А еще жертвоприношения приносят для того, чтобы Аллах никого не забрал из семьи. Размер жертвоприношения определен мечетью: баран от одного человека или главы семьи, а крупный рогатый скот от семи человек. То есть семеро могут скинуться и принести в жертву корову или верблюда. С самого утра, совершив омовение, мусульмане спешат в мечеть для торжественной молитвы - айт намаз.  В эти дни в мечетях можно наблюдать столпотворение. Тысячи людей считают своим долгом посетить айт намаз.

После молитвы начинают сам обряд жертвоприношения. Скотину для жертвоприношения тщательно выбирают загодя. Барашек не должен быть хромым, больным либо старым, не должен быть и слишком молодым (не младше одного года).  Самок в жертву не приносят, годными считаются только животные мужского пола. Нельзя приносить в жертву барана, у которого отсутствует больше половины рога или уха. 

Жертвоприношение - «курбан шалу» - проводится строго в соответствии с шариатом. Над бараном произносят короткую молитву, укладывают головой в сторону Мекки и забивают.  Часть крови обязательно должна попасть на землю, всю кровь надо слить из туши.  Нельзя, чтобы жертвенный баран видел забой других животных, ни их крови, шкуры или частей тела.  Животное оберегают от плохих эмоций, от которых, как верят казахи, портится вкус мяса.

Хозяин дома должен сам резать жертвенное животное. Если не может, то желательно, чтобы он хотя бы стоял у изголовья жертвенного скота. Шкуру жертвенной скотины обычно передают в мечеть.  Мясо делят на три части: одну часть оставляют себе, вторую раздают родным и соседям, а третью распределяют среди нуждающихся, отправляют в детские дома и раздают среди инвалидов.  Ни шкуру, ни мясо продавать ни в коем случае нельзя.

Угощение из жертвенного барана с последующей раздачей мяса называют «садака». Не получивший свою долю может потребовать в шутку садака, и он обязательно должен получить желаемое. Считается, что тот, кто провел обряд «курбан шалу», обеспечил место в раю для себя и своей семьи.

                                                           Взято с сайта http://jalyn.kz/kurban-ayt/  


Вам понравилась статья?
Хотите получать интересную информацию? Подпишитесь на новости блога. Сделайте это прямо сейчас! И Вы всегда будете получать интересную  информацию первым!









14 комментариев:

  1. Как интересно! Я никогда не читала про обычаи мусульман, как -то не пришлось. И не особенно много слышала. А Вы, Татьяна, так хорошо все рассказали, я прочитала с удовольствием. Но и у каждого мусульманского народа есть все равно свои обычаи, о которых мы много чего не знаем. Будем ждать от Вас дальнейших рассказов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тая, я же 60 лет живу в этой стране. Это обязывает знать об обычаях этого народа. И я с удовольствием буду продолжать рассказывать то, что знаю. А чего не знаю - подскажет подруга-казашка - она обещала!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Татьяна , случайно попал на ваш блог и заметил что вы как
    и я начинающий интернет предприниматель .
    Совсем недавно я стал участником клуба Начинающих Интернет
    Предпринимателей . Это ресурс на котором собрались такие же
    как мы - новички . Люди которые хотят начать зарабатывать
    в интернете . На рабочей площадке клуба можно попросить помощи
    у соклубников по любому вопросу связанному с созданием ,
    продвижением , оптимизации и монетизации блога . С недавних
    пор на площадке появилась возможность заработка реальных денег .
    Причем это сделать очень просто . Хочу пригласить вас в наш Клуб .
    Для начала можете пройти по моей реферальной
    ссылке и посмотреть на работу нашей площадки
    http://knipclub-rp.ru/?partnerid=50!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, что Вы предлагаете интересно. Но почему же Вы без имени и фотографии? Создавая блог, я прошла обучение в Академии 3Steam, где меня учили не доверять анонимным предложениям. Поэтому я к Вам и не заглядываю. Но если Вы обозначитесь, то, возможно, доверия Вам будет больше.

      Удалить
  3. Очень интересно было прочитать статью.Обычаи, достойные уважения.Жаль что многие не приемлют обычай знать предков до седьмого колена. Обычай благотворительности - замечательный обычай. О нем тоже частенько забывается у нас. Нравится, что обычай един.Интересен интерьер стола и комнаты.И вообще это просто здорово попасть в такую дружную большую семью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валентина, за комментарий! А интерьер комнаты особый потому, что это юрта. Она ведь круглая. Поэтому, когда люди садятся за дастархан, невольно энергетики присутствующих сходятся в центре и усиливают друг друга. Отсюда и возникает чувство единения.

      Удалить
  4. Татьяна, так приятно встретить землячку. Я ведь больше 30 лет жила в Павлодаре. Заглянула на ваш сайт, а тут статья о празднике в Казахстане, сразу зацепило.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас на моем блоге, землячка! Раз мой пост зацепил, значит я не зря писала. Буду рада часто видеть Вас у себя.

      Удалить
  5. Что-то как-то не нравятся мне всяческие жертвоприношения.
    Моя тетя всю свою "замужескую" жизнь прожила в Казахстане. И прикипела там, корни пустила, не вырвать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника! Это Вам не хватает восточного воспитания. Я живу в Казахстане все свои 62 года и к жертвоприношениям отношусь вполне лояльно. Вы же все равно мясо едите. А тут то же самое мясо, но со смыслом.

      Удалить
    2. Восточное воспитание и я - это уж точно разные вещи. Очень свободу люблю!

      Удалить
    3. Вероника! А почему Вы решили, что восточное воспитание - это несвобода? Женщина в гареме - это устаревшее понятие. Сегодняшние женщины Казахстана - это очень самостоятельные, свободные, современные женщины. Надо всего лишь уметь отличать вседозволенность от свободы внутри каких-то рамок. Ведь Вы тоже не все себе можете позволить, ограничиваетесь какими-то правилами.

      Удалить
    4. Таня, по-моему несвобода - это делать, как все. Я себе позволяю такой подход, если вижу разумное зерно. В жертвоприношении, извините, я его не вижу.

      Удалить
    5. Но ведь жертвоприношения есть во всех без исключения религиях! Лишь бы оно не было людским - этого я точно не признАю. А поделиться едой, над которой прочитана молитва-благословение - ну что в этом страшного?! Вспомните, ведь у нас, славян, совместная еда тоже считается важным ритуалом.

      Удалить