пятница, 3 февраля 2017 г.

5 советов-воспоминаний, как накопить деньги


Недавно у меня состоялся интересный разговор с моими дочерьми. Мы обсуждали возможность купить в наше время жилье.  Моим детям кажется, что раньше, во времена СССР, это было сделать легче. А с сегодняшними зарплатами купить жилье на свои собственные доходы невозможно. И весь разговор свелся к тому, как скопить деньги на такую крупную покупку.


Я стала вспоминать, каким образом сумели купить квартиру мы с мужем. Получились интересные, на мой взгляд, воспоминания, которые я бы назвала советами. Я решила поделиться этими советами-воспоминаниями и с Вами, мой уважаемый читатель.

Пролог

Да, ни у кого из нашего окружения не получилось купить жилье на месячную зарплату. Многие из нас, и мы с мужем в том числе, работали по найму и получали не слишком большие фиксированные доходы. И наследство никому из наших знакомых на голову не свалилось. 

В нашей с мужем молодости возможностей приобретения собственного жилья было немного: 
получить в аренду от государства, 
купить кооперативную квартиру, 
построить свой дом по государственному проекту (никакой фантазии!)

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что у нас возможностей не очень много. На заводе, где мы с ним работали, квартиры давали не быстро, поэтому ждать своей очереди нам предстояло лет двадцать. 

Строить свой дом было очень не просто, потому что купить хорошие строительные материалы было негде, а нанимать строительные бригады – нереально. А нам самим опыта строительства, даже несмотря на участие в студенческих строительных отрядах, явно не хватало.

Оставалась только покупка кооперативной квартиры. Первый взнос составлял 5000 рублей. Для нас в то время это была сказочная сумма!

Из трех зол мы выбрали меньшее – решили зарабатывать деньги и копить на кооперативную квартиру. Это решение стало нашей особой целью.

Совет 1. Найти новые источники дохода

То, что существующей на тот момент зарплаты нам не хватит на накопления, мы понимали. Поэтому начали искать возможность зарабатывать дополнительно. 

Муж всегда подрабатывал ремонтом телевизоров, который он освоил в армии. Но если прежде он делал это время от времени, то теперь он начал искать таких заказчиков. Этот доход был не регулярный, поэтому он освоил новую специальность – слесарь КИПиА и устроился на дополнительную работу с дежурствами в газовой котельной. А еще по воскресеньям в Доме пионеров вел кружок «Юного техника».

Я тоже не стала стесняться своего положения начальника отдела и на своем же заводе устроилась подрабатывать уборщицей, оформив на эту должность маму.

Сегодня есть много других возможностей для получения дополнительного дохода. Можно открыть собственный бизнес услуг, заняться сетевым маркетингом, освоить заработок через интернет – выбор большой. Главное – найдите дополнительные источники дохода. 

Совет 2. Снизить расходы 

Найти новые источники дохода очень важно. Но не менее важно уменьшить расходы.  

Чтобы понять, сколько денег надо Вашей семье на комфортную, полноценную жизнь, обязательно нужно вести учет своих семейных доходов и расходов. Я именно с этого и начинала. 

В течение трех месяцев я записывала абсолютно все расходы и доходы нашей семьи. В результате, я точно узнала, сколько нам нужно на нормальное питание, а сколько денег мы тратим на всякие излишества под влиянием минуты.

Расходы на оплату квартиры и коммунальные услуги не обсуждаются. Эти суммы установлены государством и Ваша главная задача, научиться оплачивать их ежемесячно, не позволяя себе накапливать долги. Долги влекут за собой штрафы и пеню, а это дополнительный расход.

Отдельной графой надо записывать расходы на одежду, развлечения, подарки, праздники и отдых. А также на помощь близким – бабушке-дедушке, родителям, детям. Такие расходы есть в каждой семье, даже с самыми скромными доходами.

Когда через три месяца я проанализировала свои записи, я была поражена. Я увидела, как много денег уходило на всякие «мелочи» - шоколадки, конфетки, мороженное, наклейки, игрушки и прочее. Эти расходы абсолютно безболезненно можно было сократить или совсем исключить. 

Нет-нет, мы не стали вести монашескую жизнь аскетов. Жизнь нельзя откладывать на потом. Все ее радости нужно получать здесь и сейчас. Но, поверьте мне, радоваться жизни во всех ее проявлениях и быть счастливыми можно и при меньших расходах. Мы это проверили на себе.

Совет 3. Альтернативные источники дохода

Сразу после свадьбы мы с мужем приобрели небольшой участок земли за городом и развели там сад-огород. Да, это был не легкий труд. После работы и в воскресные дни мы очень много работали физически. Но овощи и ягоды с этого участка очень помогали экономить расходы на питание. 

А еще один участок земли под сад мы с мужем получили от завода, на котором работали. Его мы не успели сильно разработать, но в нужный момент смогли продать значительно дороже, чем купили. Потому, что за несколько лет цены на землю поднялись. И это тоже был дополнительный источник дохода.

Кстати, земля всегда в цене!

Мой муж получил в качестве приданого мотоцикл, который, через некоторое время, мы обменяли на мотоцикл с коляской. Продав его в нужный момент, мы также получили еще некоторую сумму на будущее жилье.

Покопайтесь в своих закромах. Возможно, и у Вас есть что-то ценное, но Вам уже не нужное?!

Совет 4. Заведите дружбу с банком

Итак, уменьшая расходы и увеличивая доходы, надо помнить, что самое важное при этом - сохранить полученные деньги. Не пытайтесь складывать их дома в тумбочку или оставлять на зарплатной карте. Деньги обязательно должны работать и приносить дополнительный доход.

Во времена нашей молодости банков в их сегодняшнем понимании не было. Были сберегательные кассы, одна из которых находилась недалеко от нашего дома. 

Я открыла там счет и завела себе сберегательную книжку, которую в народе называли «черной книжкой». Потому, что добавлять на этот счет деньги было можно, а снимать частями было нельзя. Но зато за год на этот счет я получала  аж 3% комиссионных! Все дополнительные доходы я относила на эту книжку. 

А еще в это время я завела для себя особое правило. Один раз в месяц, получив зарплату, я шла домой и обязательно заходила в сберкассу и клала на свой счет 10 рублей. При моей зарплате в 180 рублей деньги были ощутимые. Но правило это я выполняла неукоснительно. 

Это сегодня есть и накопительная страховая программа, и мультивалютный депозит в банке с приличными процентами. Но и тогда, с этими «тремя прОцентами» мы с мужем сумели скопить за несколько лет приличную сумму.

Поэтому я очень Вам советую – заведите тесную дружбу с банками. И именно там сохраняйте свои накопления.

Совет 5. Никогда не берите кредиты 

Есть хорошая финансовая поговорка: «Берешь деньги чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда». 

Если другого выхода, кроме как взять кредит, у Вас нет, то берите только такую сумму, которую Вы сможете вернуть через 2-3 месяца. И обязательно при заключении кредитного договора обращайте внимание на это условие – возможность вернуть взятую сумму в полном объеме через 2-3 месяца, а не через год. Иначе Вы попадете в финансовую кабалу и потеряете неоправданно много денег.

Накапливая деньги на квартиру, мы с мужем не брали ни одного кредита. И Вам не советую.


Вот и все, о чем я хотела сегодня поговорить с Вами, мой уважаемый читатель. Возможно, Вы можете добавить что-то из собственного опыта?

А у меня на сегодня все. Если Вам понравилась (или НЕ понравилась) статья и Вам есть, что добавить, то напишите об этом в комментарии.

И подписывайтесь на новости блога, чтобы не пропустить интересные и полезные статьи.


Получить подарки
Никакого спама, гарантируем!

8 комментариев:

  1. О, Татьяна, подписываюсь под каждой строчкой. Правильные советы! И я придерживалась их в с в оей жизни. Очень верный совет про кредиты, это кабала и переплата, никогда не надо брать. Спасибо что поделилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда! Рада иметь единомышленника. Молодежь не хочет ждать несколько лет, чтобы копить деньги на что-то крупное. С легкостью бросаются в кредиты. Хочется их предостеречь.

      Удалить
  2. Вот и я не хочу брать кредиты, но о своем жилье мечтаю давно! К сожалению, работа отнимает время, остаются только выходные, но тут приходится выбирать: либо уделить время детям, либо заняться хозяйственными делами. В общем, дополнительные доходы отсутствуют. Семейный бюджет веду давно, поэтому расходы урезаны сразу )) Но просвета не видно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаете, Муравушка, я всегда стремилась жить по такому принципу: - Не старайся жить по тем средствам, которые у тебя есть. Старайся зарабатывать столько средств, чтобы хватало на ту жизнь, которую ты хочешь вести.
      Так, может быть, Муравушка, Вам надо сменить работу, если эта не дает необходимого дохода и возможностей? Иногда мы очень боимся что-то вообще поменять в своей жизни - как бы не стало еще хуже. Но смелость города берет!

      Удалить
  3. Татьяна, наверное, вы правы! Возможно есть и страх! Но я выбирала между заработком и детьми, поэтому получилось что получилось: дети у меня на первом месте! Отсюда вывод, что заработать больше пока не выходит, ведь на этой работе заработок небольшой, но огромные плюсы присутствуют: уходишь, когда тебе надо в больницу или не с кем посидеть с ребенком, раньше уходишь с работы, когда шефа нет, можно опаздывать, сколько хочешь, но в меру, стабильный обед с полным комфортом. В общем, наверное, я обнаглела и расслабилась на такой работе! Надо подумать, как быть дальше! Комфорт тоже не хочется терять, ведь если идти на НЕЛЮБИМУЮ РАБОТУ, тогда и всё остальное не в радость.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Муравушка! Но ведь можно временно перейти на более высооплачиваемую работу, а потом, через 5-6 лет, вернуться к прежней деятельности. А, быть может, надо заняться собственным бизнесом, который дает свободу действий и Вы сами определяетесь со своим режимом работы. Надо сравнить Ваш сегодняшний заработок с теми доходами, которые Вы планируете получать от своего бизнеса.
      Например, когда мне понадобилось посидеть с внуком (мне тогда было 38 лет), занялась вязанием на дому. А позже появился сетевой маркетинг.
      Может быть, Вы сможете предоставлять какие-то услуги. Кстати, Вашим личным бизнесом может стать даже Ваша сегодняшняя работа, но предлагаемая от Вашего собственного имени. Я, будучи специалистом по сертификации и стандартизации, делала стандарты предприятия и документы по сертификации для малых предприятий по контракту от своего имени. Креативте!

      Удалить
  4. Да, согласна, не надо брать кредит, да еще под грабительский процент, Таня. Вижу как вы с мужем трудились, на несколькизх работах, в выходные, на даче. Вот как трудно даеься свое жилье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Надя, жилье дается нелегко. Но зато какой кайф испытываешь, когда ходишь по своему дому!

      Удалить